Ольга Кириллова: «Быть библиотекарем - это призвание»

29 октября 2014, 11:26

В минувший понедельник, 27 октября, наша страна отмечала Международный день школьных библиотек. Наша газета не обошла стороной этот замечательный праздник и пригласила в гости педагога-библиотекаря школы №6 Ольгу Кириллову. Героиня нашей рубрики занимается библиотечным делом одиннадцать лет. Свой профессиональный путь начинала в детской библиотеке, а в 2008 году перешла работать в школу. Беседуя с Ольгой Владимировной, понимаешь, насколько искренне она любит свою профессию. Ей нравится работать в мире книг, общаться с детьми и помогать им в выборе подходящего произведения.

 

- Ольга Владимировна, расскажите, пожалуйста, как вы стали школьным библиотекарем? Что повлияло на выбор профессии?

- Увлекаясь с детских лет вокалом, я мечтала выступать на сцене, в театре, в общем, хотела связать свою жизнь с культурой. И после окончания школы поступила в Хакасский государственный университет имени Н.Ф. Катанова на отделение «Вокально-хоровое искусство». Но так сложилось, после трёх лет обучения, у меня появилась доченька, и я взяла академический отпуск, во время которого по совету свекрови устроилась работать библиотекарем. Когда настал момент продолжать обучение, приняла решение перевестись на отделение «Библиотековедение». Таким вот образом стала библиотекарем. Отработав несколько лет в детской библиотеке, в 2008 году трудоустроилась заведующей библиотекой в Лицей №7, а два года назад перешла в школу №6 педагогом-библиотекарем.

- Есть ли в семье библиотекари? Кто по профессии ваши родители?

- Как я уже говорила, в библиотеку устроилась работать по совету моей свекрови, Галины Максимовны Кирилловой. В Саяногорской централизованной библиотечной системе она отработала около 35-ти лет. Когда встал вопрос, куда пойти работать, Галина Максимовна порекомендовала попробовать себя в роли библиотекаря. Она всегда поддерживает меня, в особенности, когда я только-только начинала работать.

Профессии моих родителей очень далеки от творчества. Мама работала лаборантом в котельной фирмы «Саянстрой», а папа - техником-механиком аппаратурного оборудования на Зиминском химическом заводе.

- Назовите основные функции, которые выполняет школьная библиотека.

- Одна из наиболее важных функций - информационная. Школьная библиотека напрямую участвует в учебном процессе, обеспечивая учащихся и учителей учебной и методической литературой. Помимо того, мы занимаемся организацией мероприятий, воспитывающих культурное и социальное самосознание, содействующее эмоциональному развитию учащихся, а также ведём активную деятельность по привлечению детей к чтению (подготовка и проведение мероприятий, направленных на развитие интереса к чтению, а это читательские конференции, книжные выставки, обзоры литературы, библиотечные беседы и др.). Не стоит забывать и о специфических задачах: научная организация фондов и обработка документов (библиографическое описание документов, их классификация, техническая обработка, оформление и расстановка фондов, работа с каталогами и картотеками), ведение учётной и планово-отчётной документации.

- Трудно ли быть школьным библиотекарем? В чём плюсы данной профессии?

- Сейчас школьному библиотекарю уже недостаточно быть просто доброжелательным, открытым человеком. Время диктует новые ориентиры - высокий уровень педагогической и психологической компетентности, владение методиками межличностного общения. Необходимо глубоко и точно воспринимать личность читателя, его характерные черты. Поэтому постоянно приходится усовершенствовать свои знания, повышать профессиональный уровень, чтобы соответствовать заявленным критериям.

Мне нравится моя профессия, поэтому все трудности преодолеваю с лёгкостью. Большую радость и удовлетворение приносит осознание того, насколько важную роль библиотекарь играет в школе. Он несёт людям пользу, дарит знания, помогает выбрать книгу, найти необходимую информацию, тем самым участвуя в процессе воспитания и образования молодого поколения. Важная миссия, которая требует серьёзной ответственности и любви к своему делу.

- В последнее время мы видим, что падает интерес к бумажным изданиям. Это как-то коснулось школьных библиотек?

- Падение интереса к чтению является фактом сегодняшней жизни. Эта проблема коснулась, конечно, и учащихся нашей школы. А это, в свою очередь, накладывает на нас, библиотекарей, двойную ответственность. Мы должны приложить все усилия, чтобы приобщить детей к чтению. Для этого используем самые разные формы работы: массовые мероприятия, книжные выставки, обзоры, библиотечные уроки, клубы по интересам и др.

- И всё-таки: бумажное издание или электронная книга?..

- На мой взгляд, набранную печатным шрифтом книгу гораздо приятнее держать в руках. В отличие от компьютерного аналога книга - материальна, а люди по своей природе привыкли к ощутимому миру. Многое в жизни делается по привычке, и от неё порой трудно отказаться. Одним из преимуществ печатной книги по сравнению с электронной является её привычность. Учащиеся нашей школы не раз говорили мне о том, что они с большим удовольствием часть своего свободного времени проводят за чтением книг, и ни за что не променяют книгу на электронный ресурс.

 - Ольга Владимировна, что читают современные школьники? Только школьную программу или другую литературу?

- Мой профессиональный опыт показывает, что учащиеся начальной школы с удовольствием читают книги о животных, природе, а также сказки. Например, Б.С. Житков «Рассказы о животных», В.В. Чаплина «Рассказы», А.П. Гайдар «Горячий камень», Д. Дефо «Робинзон Крузо» и др.

Среднее звено любят приключенческий жанр, сказки народов мира, стихи русских поэтов, романы. К примеру, Р. Фраерман «Дикая собака Динго», Д. Лондон «Повести и рассказы», Ж. Верн «Романы», И.А. Бунин «Стихи» и др.

Ну а старшие классы читают русскую и зарубежную литературу, стихи. Например, А.Т. Аверченко «Рассказы», А.П. Платонов «Рассказы», стихи хакасских поэтов, У. Шекспир «Трагедии», Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» и др.

- Как поощряете постоянных читателей вашей библиотеки?

- В нашей библиотеке работает клуб любителей чтения «В мире книг», участники которого имеют читательские формуляры особого образца, отличающие их от остальных читателей. В конце учебного года лучшим читателям дарю призы, либо книги, подаренные саяногорскими писателями и поэтами.

- На ваш взгляд, как повысить культуру чтения?

- Думаю, всё зависит от воспитания ребёнка в семье. Если родители не читают, то и ребёнок вряд ли будет любить читать. Чтение - это труд, который заставляет думать. Чтобы привлечь внимание ребёнка к чтению, можно прочесть ему какой-нибудь интересный отрывок, показать картинки, рассказать о забавном случае, который был описан в книге и т.д.

Стоит заметить, что в нашей школе нет проблем с чтением. Учащиеся с ответственностью подходят к домашнему заданию, они читают не только по школьной программе, но и дополнительную литературу. Недаром по итогам сдачи экзаменов в прошедшем учебном году школа №6 стала лучшей. В этом огромная заслуга педагогического коллектива, который умеет заинтересовать детей.

- Между собой школьные библиотекари общаются часто? Есть ли у вас общие мероприятия?

- Ежемесячно проходит заседание ГМО школьных библиотекарей, где мы решаем организационные вопросы, разрабатываем нормативные документы, регламентирующие работу библиотеки. В этом году запланирован ряд мероприятий в разных школах, где библиотекари будут проводить открытые встречи, на которых поделятся с коллегами своим профессиональным опытом.

- Ольга Владимировна, расскажите немного о себе. Откуда вы родом? Как проходили ваши детские годы?

- Родилась в городе Саянске, Иркутской области. Семья переехала в Саяногорск, когда мне было пять лет. Большую часть детства я провела у дедушки с бабушкой. Пока родители работали, нас с братом Игорем оставляли с бабушкой. Нам было весело вместе! Брат научил меня кататься на велосипеде, после чего мы объездили все саяногорские окрестности, втайне от родителей совершали пешие прогулки в лесной массив…

Родители старались посвящать нам своё свободное время. Они учили нас быть трудолюбивыми, честными, порядочными, соблюдать законы нравственности… Я благодарна им за всё!

- Наверное, книга была в вашей жизни с детских лет? Помните свою первую книгу?

- Любовь к чтению привил мне отец. Он сам всегда много читал. Папа рассказывал, что в детстве из-за плохого зрения ему ограничивали время на чтение, поэтому он притворялся спящим, а потом, когда все засыпали, ночи напролёт читал книги при свете фонаря.

Я до сих пор помню книгу, которую впервые прочитала самостоятельно. Это были рассказы Н.Н. Носова. Книга была старенькая, в заплатках, я случайно обнаружила её у бабушки, полистала, и мне почему-то очень захотелось её прочитать. Сегодня советую рассказы Носова всем юным посетителям библиотеки и своей дочке, Валерии, прочитала в первую очередь.

- Какими книгами увлекаетесь сейчас?

- В настоящее время являюсь студентом 5-го курса Российской академии народного хозяйства и государственной службы, поэтому в основном читаю учебную литературу по юриспруденции. В следующем году мне предстоит защита дипломной работы и сдача государственных экзаменов. По возможности беру книги в городской библиотеке. Мне нравится современная проза: детективы Т. Устиновой, Д. Донцовой, А. Марининой и др.

- Как вы считаете, Ольга Владимировна, профессия библиотекаря будет востребована всегда? Есть ли у неё будущее?

- Да, к сожалению, сейчас по ряду причин престиж профессии библиотекаря упал. Многие библиотеки требуют реконструкции, больших материальных вложений, в особенности это касается школьных библиотек и библиотекарей. Но я не сомневаюсь, у библиотек есть будущее, а профессия библиотекаря будет оставаться одной из самых почётных и престижных.

Школьный библиотекарь неотделим от учебного процесса, и в этом важность профессии. Сегодня повышаются требования к школьному библиотекарю, предпочтительно, чтобы он имел высшее библиотечное образование, либо педагогическое. Школьный библиотекарь - это и библиотекарь, и педагог, и классный руководитель. Он не только выдаёт книги, учебники, но и активно участвует в образовании и воспитании детей. Примером в этом отношении для нас является руководитель ГМО библиотекарей общеобразовательных учреждений, педагог-библиотекарь школы №2 Ольга Гарбузова. Ольга Николаевна выполняет функции библиотекаря, классного руководителя и проводит для детей уроки.

- Чему посвящаете свободное время? Есть ли у вас хобби?

- Очень люблю путешествовать. Этим летом нам удалось посетить национальные парки Хакасии. Не перестаю восхищаться уникальной природой нашей родной республики! Как приверженец здорового образа жизни, несколько раз в месяц посещаю бассейн Физкультурно-спортивного комплекса п. Черёмушки.

Моё любимое увлечение - пение. Петь нравится с детских лет, я обожала музыку, ходила в музыкальный кружок Центра детского творчества. Мне нравится исполнять русский романс, русские народные и эстрадные песни. Работая библиотекарем в Лицее №7, участвовала в творческой жизни вокального ансамбля, который был создан под руководством учителя музыки Татьяны Кудрявцевой. Мы выступали на школьных и городских мероприятиях, ездили на фестиваль в Черёмушки.

- Традиционный вопрос нашей рубрики: любите ли вы готовить? Поделитесь рецептом приготовления фирменного блюда.

- В свободное время люблю побаловать домашних чем-нибудь вкусненьким. Рецепты заимствую у своей родной сестры Лены. Она технолог приготовления пищи, поэтому все рецепты испробованы и одобрены профессионалом.

Приближаются праздники, предлагаемое мной блюдо - свинина на овощной подушке, запечённая в рукаве - подойдёт как к праздничному столу, так и к семейному ужину.

Вам потребуются следующие ингредиенты: 1 кг свинины (шейная часть), 300 гр. картофеля, 100 гр. красного болгарского перца, 100 гр. моркови, 100 гр. стручковой фасоли, по вкусу соль и перец, свежая зелень (укроп, петрушка). Для маринада: томатная паста - 100 гр., чеснок - 10 гр., 1 лимон, лавровый лист - 3 шт., соль, перец - по вкусу, вода - 250 мл.

Для начала приготовим маринад: томатную пасту разводим с водой, добавляем измельчённый чеснок, соль, перец, лавровый лист, 2 столовые ложки лимонного сока. Укладываем мясо цельным куском в маринад на 3 часа и более. Периодически переворачиваем мясо, чтобы оно полностью пропиталось маринадом. Овощи нарезаем брусочками, перемешиваем. Добавляем соль перец. Овощи выкладываем в рукав для запекания, сверху кладём мясо. Ставим в разогретую до 180 градусов духовку, запекаем в течение одного часа.

Перед подачей мясо нарезаем на порционные куски, украшаем зеленью. Приятного аппетита!

- Ольга Владимировна, и в завершении беседы ваши пожелания читателям и поздравления с профессиональным праздником всех школьных библиотекарей.

- Всем читателям желаю крепкого здоровья! Смотрите на жизнь с оптимизмом, ставьте высокие цели и добивайтесь их!

Уважаемые коллеги! С радостью поздравляю вас с Международным днём школьных библиотек! Желаю всем интересных открытий, полезных знаний, замечательных событий в жизни. Пусть неизменными спутниками всегда и везде будут удивительно интересные и захватывающие романы, поэмы, поучительные рассказы, красивые стихи и художественные произведения прекрасных авторов. Счастья вам и удачи, благополучия и везения, радости и здоровья, новых книг, благодарных читателей и творческих успехов!

Беседовала Лариса Бордина

Комментарии — 2

Неужели не нашлось в образовательных учреждениях города более достойной кандидатуры? Например, в Лицее № 7, СОШ № 5, МСШ школьные библиотекари проработали по 25-30 лет. Они, действительно, профессионалы своего дела. Им есть что рассказать о профессии школьного библиотекаря.Кроме того, в СОШ № 3 имени героя России Сергея Медведева школьный библиотекарь является неоднократным победителем городских и республиканских библиотечных профессиональных конкурсов.У Ольги Владимировны нет ни одной заслуги как у школьного библиотекаря. Что интересного рассказала нам Ольга Владимировна о своей работе? Что она хорошо поет и учится на юриста? Для чего тогда она учится на юриста, если, судя по заголовку статьи, ее призвание-быть библиотекарем?!

Ваши предложения (желательно с контактными данными) можете отправить по телефону 2-91-18, спросить корреспондента.

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Подробнее о форматировании текста