Валентина Стасюк: «В профессии привлекают искренность и открытость детской души»

3 декабря 2014, 12:26

Уважаемые читатели, сегодня у нас в гостях заведующая Центром развития ребёнка - детским садом №27 «Сказка» Валентина Стасюк. Героиня нашей рубрики работает в системе дошкольного образования с 1998 года, из них шесть лет в детском саду «Сказка», который отмечает в ноябре этого года свой 25-летний юбилей. Валентина Викторовна с большим уважением отзывается о коллективе родного детского сада, в котором трудятся опытные специалисты, настоящие профессионалы своего дела, и с гордостью рассказывает о дочери, которая решила продолжить семейную династию и поступила на факультет дошкольного образования. Валентина Викторовна - грамотный, чуткий и внимательный руководитель, приятный собеседник, творческая и обаятельная женщина.

- Валентина Викторовна, что вас привело в сферу дошкольного образования?

- Думаю, любовь к детям. Окончив девятый класс школы №4, мы с подружками решили вместе поступать в Абаканский педагогический колледж. Они стали музыкальными руководителями детского сада, а я получила специальность «Воспитатель с правом обучения детей английскому языку».

Начинала свой трудовой путь в детском саду №11 «Росинка». Сначала в этот детский сад пошла моя дочка, а потом заведующая Альбина Погребняк пригласила меня на работу воспитателем. На тот момент я уже была знакома с коллективом детского сада, потому что будучи студенткой проходила в нём педагогическую практику. Я начала работать воспитателем по обучению детей английскому языку. Потом получила высшее образование, и в 2009 году перешла работать старшим воспитателем в детский сад «Сказка». На сегодняшний день на время отпуска по уходу за ребёнком заведующей детским садом Ларисы Лебедевой руковожу работой коллектива.

- Чем вам нравится профессия воспитателя?

- Мне нравится работать с маленькими детьми, меня подкупает их открытость и искренность. Общаясь с ними, я отдыхаю душой, забывая о плохом, получаю положительные эмоции и заряжаюсь жизненной энергией.

- Были ли старшие наставники на вашем трудовом пути?

- В детском саду «Росинка» у меня не было старших наставников, потому как направление, которым я занималась, было новым, и ещё неизведанным. Не было тех людей, которые могли бы помочь, мне приходилось искать себя самой. Большую роль в профессиональном становлении сыграло обучение в колледже, это хорошая практическая база.

Когда же начала работать старшим воспитателем в детском саду «Сказка», большую поддержку мне оказали заведующая детским садом Лариса Лебедева, заведующая детским садом «Росинка» Алёна Шкельтина, старшие воспитатели детского сада «Аленький цветочек» Светлана Колесникова, детского сада «Дюймовочка» Ирина Домнич, детского сада «Жемчужинка» Надежда Перексина. Вообще в городе все старшие воспитатели, заместители, заведующие открыты для общения, можно к любому обратиться за помощью и советом. Безусловно, работа старшего воспитатели имеет единую направленность, но, тем не менее, в каждом детском саду она выстраивается по-разному. Твоя задача познакомиться с опытом других детских садов и впитать то, что подходит вашему коллективу в большей степени.

- Вы сказали, что каждый детский сад индивидуален. В чём особенность детского сада «Сказка»? Многие саяногорцы отмечают, что ваш детский сад один из лучших в городе. В чём секрет успеха?

- На мой взгляд, внимание родителей к нашему детскому саду притягивает сам коллектив. Если говорить об оснащении, то все детские сады города находятся примерно на одном уровне. А вот коллектив - особенный! Это наше достояние, которым мы гордимся! Уверена, большую роль в профессиональном становлении коллектива сыграла десятилетняя работа по концепции «гуманная педагогика», которая ориентирована на личность ребёнка и абсолютно отрицает авторитарную педагогику. Неоднократно наши воспитатели проходили обучение на Всероссийских педагогических чтениях, организатором которых выступал сам автор оригинальной концепции, педагог и психолог Шалва Амонашвили. Несколько раз он побывал в Хакасии. Основой гуманной педагогики является личностно-ориентированный подход к ребёнку. В рамках реализации концепции, воспитатели должны обратить большее внимание на ребёнка, раскрыть его индивидуальность, найти подход к каждому ребёнку.

В этом году коллектив детского сада большое внимание направил на внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, которые вступили в силу с января 2014 года.

- Валентина Викторовна, значит, сейчас ваш коллектив все силы направил на ФГОС ДО?

- Признаться, нашему коллективу не приходится абсолютно перестраиваться, потому что мы уже работаем в том направлении, в котором должны работать согласно стандарту. Дело в том, что сам ФГОС ДО уже предполагает гуманизацию как основу образовательного процесса. Официально детский сад перестал быть площадкой, реализующей идеи гуманной педагогики, но коллектив остался прежним и работает, опираясь на полученный опыт.

- Расскажите, в чём суть Стандарта?

- Введение ФГОС ДО продиктовано необходимостью модернизации и усовершенствования дошкольных учреждений. Стандарт определяет реализацию дошкольного образования на основе сотрудничества ребёнка со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности. Таким видом деятельности для дошкольника является игра. Игровая ситуация становится частью жизни ребёнка в течение дня в детском саду: и образовательная деятельность, и прогулка, и все режимные моменты объединены общей целью и общей тематикой. При этом воспитатель не указывает ребёнку чем ему заниматься, а создает условия для того, чтобы у ребёнка возникло желание заниматься каким-либо делом. Главным принципом Стандарта является сотрудничество детского сада с семьёй. Теперь родители и педагоги – это партнёры в общем деле развития и воспитания подрастающего поколения. Согласно новому Закону об образовании в РФ дошкольное образование стало первым уровнем общего образования. Если говорить о детском саде как о периоде подготовки ребёнка к школе, то мы должны понимать, что главная задача дошкольного учреждения – научить ребёнка хотеть учиться. Детский сад призван помочь ребёнку безболезненно перейти на новый уровень образования и принять роль ученика, который станет успешным лишь тогда, когда сам захочет учиться.

- Являются ли для вас примером зарубежные детские сады?

- Нам полезно перенять опыт зарубежных коллег, но, конечно же, не в полной мере, потому как не стоит забывать о таких понятиях, как менталитет. Русский менталитет резко отличается от европейского. Да и отечественная система образования обладает рядом положительных моментов, проверенных годами.

В первую очередь, стоит отметить, что в некоторых зарубежных странах как таковые детские сады отсутствуют. Детский сад и школа входят в единый образовательный центр. Конечно же, они разделены на возрастные группы. Дошкольники, например, в начале каждой новой недели получают свой образовательный маршрут и работают по нему. Детей с раннего возраста учат планировать свою деятельность, чтобы они могли применять эти качества во взрослой жизни. В одной группе занимается по 30-ть человек. Очень важно, что в одно и тоже время дети могут заниматься разными делами в зависимости от интересов: несколько человек рисуют, другие обсуждают какую-то тему, третьи лепят и т.д. Думаю, это положительный пример. Такая система работы позволяет воспитывать в ребёнке индивидуальность и способствует тому, чтобы ему было интересно в детском саду.

- Предполагает ли федеральный государственный стандарт модернизацию детских садов?

- Предполагается, что улучшится материально-техническое оснащение детских садов. Пока больших денег мы не увидели, с января 2014 г. поступают средства на учебно-методические расходы из республиканского бюджета, однако не в полном объёме.

К сожалению, проблема финансирования дошкольных учреждений существовала всегда. Мы надеемся, что с введением ФГОС ДО детские сады будут получать финансовые средства в полном объёме. Возможно, в скором будущем детский сад и школа объединятся в единый образовательный комплекс, в котором будут работать воспитатели и учителя, а также психологи, социальные педагоги и другие узкие специалисты.

- Сколько детей посещают ваш детский сад?

- В нашем детском саду функционирует 12 групп полного дня, а также несколько групп кратковременного пребывания, куда малыши (дети, родившиеся в 2013 и 2014 годах) приходят вместе со своими родителями. Работа последних из перечисленных выше групп реализуется в нескольких вариантах: вечерние и дневные группы. Группы занимаются один раз в неделю. В вечерних группах занятия проводятся в музыкальном, спортивном залах и групповом помещении. Дневные группы представлены новыми формами. Они предполагают разделение на несколько подгрупп, каждая из которых в течение года проходит несколько специалистов: педагога-психолога, инструктора по физической культуре и инструктора по плаванию. Деятельность групп направлена на оздоровление и развитие ребёнка.

- Вашему детском саду исполняется 25 лет. Расскажите о вашем коллективе.

- 25 ноября 1989 года детский сад «Сказка» открыл двери своим первым воспитанникам. На тот момент его возглавляла заведующая Надежда Ананьева. По отзывам коллег добрый человек и грамотный специалист. Большой вклад в развитие детского сада внесли настоящие профессионалы своего дела Валентина Новичихина и Лариса Лебедева. За период своей деятельности детский сад прошёл несколько форм и сегодня, став Центром развития ребёнка, достиг наивысшей точки развития.

В детском саду «Сказка» трудится слаженный и устоявшийся коллектив из 82 человек, среди которых много опытных работников. С открытия детского сада работают воспитатели Галина Федотова, Ольга Русина, Ольга Макаренко, музыкальные руководители Александр Бочков, Наталья Десятова, работник прачечной Надежда Шилова, заместитель заведующего по АХЧ Тамара Копылова. Более 20-ти лет работают воспитатели Татьяна Колоколова, Людмила Норец, Лариса Прощенко, Марина Штундер, повара Надежда Бубликова, Галина Казанцева.

Многие из воспитателей и специалистов имеют заслуженные награды. Заведующей детского сада Ларисе Лебедевой, музыкальному руководителю Александру Бочкову, воспитателям Ларисе Прощенко и Ольге Макаренко присвоено звание «Почётный работник общего образования РФ». Почётной грамотой Министерства образования и науки РФ награждены: учитель-логопед Марина Быкова, воспитатели Елена Жигулова и Галина Федотова, инструктор по плаванию Вера Шимолина. Воспитатели нашего детского сада три года подряд становятся обладателями Премии Правительства РХ «Лучшим педагогическим работникам»: Людмила Норец, Марина Штундер и Елена Жигулова. Работники детского сада постоянно усовершенствуют свои знания и занимаются профессиональным развитием, поэтому, безусловно, список будет пополняться новыми именами.

- До недавнего времени остро стояла проблема нехватки мест в детских садах. Актуальна ли проблема на сегодняшний день? Помнится, руководитель городского отдела образования Владимир Скитович на августовском совещании отметил, что теперь, наоборот, детские сады нуждаются в воспитанниках, а не воспитанники в детских садах…

- Да, действительно, в этом году сложилась такая ситуация, что все дети 2012 года рождения получили путёвки в детские сады. Правда, некоторым детским садам не хватило детей этого года, поэтому они, открыв группы для детей 2013 года рождения, приняли годовалых ребятишек. Но нашему детскому саду этого делать не пришлось.

- Валентина Викторовна, интересно, а вы помните своего воспитателя?

- Как ни странно, даже не помню, как ходила в детский сад. Единственное впечатление, которое осталось с тех времён, это то, что меня заставляли есть гороховую кашу, которую очень не любила. Всё остальное мне известно только по рассказам мамы. Я ходила в детский «Фонарик» посёлка Майна, где прошли мои детские годы. Когда училась в третьем классе, родители переехали в город, и я заканчивала школу №4.

- Чем запомнились вам детские годы?

- На самом деле сохранилось много ярких и забавных моментов. В Майне мы жили по улице Рабочая, недалеко от болота. А наши родственники жили за болотом, поэтому, чтобы попасть к ним в гости, нужно было пройти по специально настеленным доскам. До сих пор помню, как мы заглядывались на больших стрекоз необыкновенной красоты, которые летали над болотом. С подружками мы часто бегали играть в зону отдыха, где весной росло много лютиков и подснежников. А ещё мы ели заячью капусту. Сейчас, как ни странно, этого не стало…

Остались самые яркие впечатления от Абазы, куда я ездила на летние каникулы в гости к бабушке. Поездки запомнились мне земляничным ароматом (посёлок разделён на две части небольшим лесочком, в котором росло много-много земляники) и запахом свежескошенного сена (мы ездили на покос вместе со взрослыми).

Кроме того, в школьные годы я увлекалась шитьём мягких игрушек, ходила долгое время на кружок. Мне запомнилось, что мы не раз участвовали в выставках, на которых не просто выставляли, но и продавали игрушки, сшитые своими руками.

- Сейчас это хобби осталось? Или увлекаетесь чем-то другим?

- Мне нравится заниматься творчеством. К сожалению, на рукоделие нужно немало времени, чего себе позволить не могу. Но на праздники стараюсь сделать подарочки своими руками. Свободное время посвящаю кулинарии. Это моё хобби. Мне нравится готовить и пробовать новые вкусные блюда.

- Поделитесь, пожалуйста, рецептом приготовления фирменного блюда.

- Когда приходишь домой после работы, хочется приготовить что-нибудь вкусно и быстро. Одно из таких блюд - куриные рулетики. Нарезаем куриное филе небольшими пластинками. Немного отбиваем, солим и перчим. Для начинки копчёное мясо (либо ветчину) и сыр нарезаем брусочками и заворачиваем рулетики. Закалываем зубочисткой и обжариваем с двух сторон до золотистой корочки. Можно подавать с гарниром по вашему вкусу, а можно просто с салатом. Приятного аппетита!

- Чем занимаются ваши дети?

- В настоящее время дочь получает профессию воспитателя. Настя самостоятельно сделала свой выбор. Ей всегда нравилось заниматься с детьми, она водилась с соседскими ребятишками, с удовольствием приходила в детский сад, помогала мне в работе. Поэтому твёрдо решила связать свой трудовой путь со сферой дошкольного образования и после 9-го класса поступила в Абаканский педагогический колледж. Я поддержала её выбор.

- Ваши пожелания читателям газеты «Твоя Среда».

- Скоро Новый год, поэтому желаю всем оставить печали в прошедшем году, изменить в жизни то, что вас не устраивало и войти в новый год с чистыми мыслями. Желаю всем удачи, ярких дней и полных тайн ночей! Пусть вас всегда сопровождает ощущение, что жизнь прекрасна, а таинственность приносит только радость и вдохновение. Верьте в чудеса и будьте счастливы!

Беседовала Лариса Бордина

Комментариев нет

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Подробнее о форматировании текста