Геннадий Пырин: «Ветераны ГЭМ внесли большой вклад в будущее страны»
- Геннадий Маркович, расскажите, пожалуйста, как связали свой трудовой путь с гидростроительством?
- После армии я приехал в Дивногорск к своей будущей жене, Тамаре Александровне. Мы с ней из одного города, Алапаевска. Когда я проходил службу в армии, Тамара ждала меня. Тогда, кстати, служили по три года, мне же посчастливилось пройти службу на полгода меньше. Как раз в то время переходили на двухгодичную службу, и солдаты, которые показывали себя с лучшей стороны, демобилизовались раньше. Мы с ребятами отлично служили, например, вместо положенных 12-ти минут разворачивали радиостанцию за 4,5 минуты. Поэтому нам удалось попасть в ряды счастливчиков.
Так удачно сложилось, в мае 1968 года Тамара получила диплом об окончании техникума связи, а я - приказ о демобилизации. Её направили связистом в Дивногорск, куда и я приехал через некоторое время. Правда, сначала, после демобилизации, решил заехать домой на Урал, чтобы не ехать с пустыми руками к невесте, а заработать немного денег на первое время. Мой отец поддержал меня в этом и получил делянку леса, где мы заработали деньги. И в июне 1968 года я приехал в Дивногорск. По приезду поинтересовался у ребят, куда можно устроиться. Мне однозначно сказали - в ГЭМ! Тогда ещё и не подозревал, что навсегда связал свою судьбу с Гидроэлектромонтажом, в котором отработал 33 года и один месяц.
- То есть практически весь трудовой путь прошёл в ГЭМе? Чем так понравилось предприятие?
- Мне очень повезло: я попал в прекрасный коллектив, слаженный и сплочённый. Всё это благодаря руководителю ГЭМа, Василию Семёновичу Литвинову. Он был участником Великой Отечественной войны, кандидатом технических наук, мастером спорта по шахматам и просто прекрасным человеком. Весь коллектив его уважал и боготворил. И Василий Семёнович отвечал тем же: старался создать благоприятную атмосферу в коллективе, относился с большим уважением к своим работникам, знал, кто чем живёт, поддерживал советом, словом и делом. Немало в памяти сохранилось эпизодов, в которых Василий Семёнович проявлял свою человечность и внимание к другим людям. Например, он всегда присутствовал при заселении гэмовцев в новые квартиры и смотрел, кто как устроился, отечески поздравлял и неподдельная радость была на его лице. Однажды мы сидели с ним в его кабинете и обсуждали разные вопросы (в Дивногорске я был членом профкома, отвечал за культурно-массовый сектор). Заходит Саша Абросимов и просит подписать руководителя заявление на отпуск. Василий Семёнович, подписывая бумаги, говорит: «Саша, а ты ведь давно уже не был у своей мамы. Я тебе даю дополнительно неделю отпуска, съезди, повидайся с мамой». Как сейчас помню, у Саши были слёзы на глазах. Согласитесь, далеко не каждый руководитель сможет так поступить... А Василий Семёнович проявлял заботу о своём коллективе и всячески поддерживал каждого из нас. Мы очень благодарны ему за всё!
Наверное, именно поэтому в ГЭМе работали целыми семейными династиями: Фоминовы, Ильченко, Терентьевы, Костивы, Борисовы, Кряжевы, Саляевы, Рыбачковы, Зеленовы, Стрелковы, Хомутовы, Павлушок, Деревнины, Чечкины, Туганашевы, Полуэктовы, Ковалёвы-Ёлкины и др.
Вторая половина в семье, как правило, работала монтажницей вторичной коммутации. Эта работа ювелира в очень неблагоприятных условиях: в дождь, в снег, в мороз. Нужно оконцевать концы контрольных кабелей, зачистить изоляцию, замаркировать, сделать колечко на конце кабельной жилы и винтом диаметром 3-4 мм закрепить на нужное место. Эта открытая площадка в непогоду накрывалась шатром из брезента, а под ногами устанавливалась электрическая печка.
Годы прошли, но мы бережно храним нашу дружбу, продолжаем близко общаться, встречаться в День энергетика и по другим праздникам. Мне кажется, за годы совместной работы мы стали единым целым, как родственники.
- Были ли на вашем трудовом пути старшие наставники?
- Конечно же, были. Мой первый наставник - бригадир Николай Алексеевич Борисов. Участник Великой Отечественной войны, Герой социалистического труда. Он сам помогал мне и словом, и делом, к тому же, поставил меня в паре с работниками, которые досконально знали монтажные работы. С ними было легко работать. Как-то в письме домой я написал, что очень рад тому, что мне посчастливилось работать среди таких корифеев электромонтажных работ, как Василий Михайлович Фоминов, Вячеслав Витальевич Пономарёв, Виктор Андреевич Парамонов, Николай Федосеевич Терентьев, Ермак Дмитриевич Ананьин и др.
Когда перешёл в производственно-технический отдел, мне также повезло с коллегами - никто не отказывал в помощи. Большую поддержку оказала Валентина Михайловна Ильченко, она грамотно справлялась со своей работой, и при этом успевала помогать молодым специалистам.
- Кем вы работали на строительстве гидроэлектростанций?
- В гидростроительстве начинал свой путь электромонтажником. Через некоторое время, меня перевели в отдел по приёмке оборудования, а после мастером по подготовке производства работ. Причём изменения происходили в течение нескольких месяцев. В 1972 году меня назначили инженером производственно-технического отдела, а затем начальником отдела материально-технического снабжения. Работа, стоит заметить, всегда была напряжённой. Особенно приходилось работать с большей ответственностью во время пуска гидроагрегатов. Как правило, за несколько месяцев до важного события монтажники переходили на продлённый, а иногда на круглосуточный режим работы. Отдел снабжения занимает важное место на любой строительной площадке. Если строители не будут обеспечены всем необходимым, то стройка встанет. Как сейчас помню, немало пришлось поломать голову, где достать то или иное оборудование, детали. Вот не хватает буквально 50-100 штук зажимов или болтов, обзваниваешь все ближайшие города, находишь и мчишься туда, чтобы вовремя успеть доставить строителям.
- Геннадий Маркович, кто вы по образованию?
- Железнодорожник, в 1962 году я окончил Алапаевский техникум промышленного железнодорожного транспорта по специальности «Техник-механик тепловозного хозяйства». Нам дали очень хорошее образование, и мы балду не пинали, а подходили к учёбе с полной ответственностью. Электротехника в техникуме была для нас одним из первых предметов. Поэтому мне было достаточно просто начинать трудовой путь в области гидростроительства. Как известно, многие аппараты на тепловозе унифицированы (рубильники, электродвигатели, генераторы, автоматические выключатели). Тепловоз - это же электростанция на колёсах. Работал, опираясь на полученные знания, что-то пришло с опытом.
- Когда вы приехали в Дивногорск, наверное, непросто пришлось вам, как молодой семье? С какими трудностями столкнулись?
- Что вы! Наоборот, мы достаточно легко обжились на новом месте. Советского Союза больше нет, но как бы было хорошо позаимствовать и перенести в современность некоторые моменты. С работой определились сразу, потому что строительной площадке требовалась рабочая сила. Вопрос с жильём тоже был решён сразу. Сначала нам выделили трёхместную комнату в общежитии. Мы жили дружно, вместе с соседями отмечали праздники, совместно облагораживали территорию возле общежития. Когда появились дети, нам выделили комнату побольше, а потом и вовсе трёхкомнатную квартиру. В этом отношении нам, молодым семьям, было намного легче и проще. Мне кажется, в прошлые времена было больше справедливости. Признаться, я бы с большим удовольствием вернулся в ту жизнь!
- Чем вам запомнились годы строительства?
- Годы возведения трёх гидроэлектростанций, Красноярской, Саяно-Шушенской и Майнской, оставили немало ярких впечатлений. Это и перекрытие Енисея, и приезд именитых артистов на стройку, и пуски гидроагрегатов, и встреча с хорошими людьми!.. Сейчас, находясь на заслуженном отдыхе, я часто вспоминаю прошедшие годы, и с чувством внутреннего удовлетворения понимаю, что не зря прожил жизнь! Причастность к таким важным делам вселяет в душе гордость! Каждый из работников КГЭС внёс большой вклад в гидростроительство страны, в будущее нашей Родины! Не стоит забывать, что помимо строительства гидростанций, мы занимались и строительством других объектов. Например, в Дивногорске ГЭМ участвовал в строительстве завода низковольтной аппаратуры и жилья (собственно мы принимали участие в создании всей инфраструктуры города, где горит хотя бы одна лампочка).
- Где вы родились?
- Я родился в городе Алапаевске (Свердловская область), известном своей историей. С 20 мая 1918 года в Алапаевске в Напольной школе содержались и в ночь с 17 на 18 июля были казнены члены императорской семьи Романовых: великий князь Сергей Михайлович, великая княгиня Елизавета Фёдоровна, другие князья императорской крови…
В этом городе прошли мои детские годы. По рассказам матери я родился непосредственно в отчем доме. Так сложилось, что родители не успели вызвать скорую помощь (тогда с этим было проблематично) и роды принимала бабушка Нюра, народная целительница, которая жила с нами по соседству. Когда я подрос, мама пекла блины, булочки, пирожки и обязательно отправляла меня к бабе Нюре, чтобы я передал ей гостинец. Она была очень хорошей бабушкой, приласкает, поговорит с добром…
- Кто по профессии ваши родители? Самые яркие воспоминания детства…
- Отец с матерью были железнодорожниками. Папа 35 лет отработал на железной дороге, маме несколько меньше, потому что в семье было семеро детей, надо было заниматься их воспитанием да держать хозяйство. Мы, дети, с малых лет были приучены к труду. Встанем рано утром, и мама даёт нам «разнарядку»: кому прополоть гряды, накосить травы, убраться дома и т.д. Помнится, мне всегда выпадало отводить ранним утром коров к пастухам, до моста Зярыновского, который находился в трёх километрах от нашего дома. Хочется ещё спать, на улице только-только начало светать, а мама уже будит… Ничего не поделаешь! Приходится вставать, слезать с сеновала и с полузакрытыми глазами брести за коровами…
Нашу семью, кстати, тоже не прошла мимо Великая Отечественная война. Мой старший брат Михаил воевал, он в 16 лет, в 1943 году, ушёл добровольцем на фронт и вернулся домой только через семь лет, уже с женой.
- Чему посвящаете свободное время?
- Самое любимое занятие - сбор грибов. Всегда шучу: перед этим чудом природы я всегда стою на коленях! К сожалению, последние два года их практически нет в лесу, и я очень тоскую по грибочкам.
Кроме того, с детских лет увлекаюсь коллекционированием. Собираю монеты и спичечные этикетки, которых было у меня уже две с половиной тысячи, и которые я сдал в городской музей. Также подарил музею 20 самоваров, один из которых имеет 14 медалей от царей «За труд и усердие».
- По традиции нашей рубрики поделитесь рецептом приготовления фирменного блюда. Вы любите готовить?
- Да, я люблю готовить. Сейчас, к сожалению, посвящаю этому меньше времени, потому что много сил отнимает работа по дому, ремонт. Но вот приготовление рыжиков всегда за мной! Рецепт достаточно прост: жарим нарезанные грибы с луком. На мой взгляд, помимо лука, соли и перца, ничего не нужно добавлять в это блюдо, чтобы не перебивать вкус и аромат рыжиков.
- Что для вас значит простое человеческое счастье?
- Это не изобилие, а достаток в доме, хорошие отношения с женой, детьми, здоровье и благополучие близких людей.
- Ваш жизненный девиз?
- Жить здесь и сейчас.
- И в завершении беседы, что бы вы хотели пожелать читателям газеты «Твоя Среда»?
- От души желаю всем крепкого здоровья, счастья, любви и благополучия!
Беседовала Лариса Бордина
Комментариев нет
Отправить комментарий