Анатолий Погребняк: «Гидромонтаж»: братство, единство, дружба!»

24 сентября 2014, 09:45

Есть такие люди, которые на протяжении всего трудового пути остаются верны своей профессии и работают в одной организации. В их числе ветеран труда и ветеран «КрасноярскГЭСстроя», Заслуженный строитель РСФСР Анатолий Васильевич Погребняк. В 22 года он выбрал путь гидростроителя и почти сорок лет отработал монтажником, дефектоскопистом в «Гидромонтаже». За добросовестный труд награждён орденами Трудового Красного Знамени, «Знак Почёта». Сегодня Анатолий Васильевич, как и прежде, продолжает активную общественную деятельность, входит в состав правления Совета ветеранов-гидростроителей и вносит вклад в сохранение традиций «КрасноярскГЭСстроя».

 

Начало трудового пути

Анатолий Васильевич Погребняк родился в 1936 году в Киевской области Украины, в селе Короливка. В шутку герой нашего рассказа отмечает, что он счастливый человек, потому как имеет два дня рождения: «официальное» - 1 декабря, и «неофициальное» - 18 ноября. Когда он был маленьким, потерялись документы, при восстановлении которых и произошла путаница. Секретарь сельского совета записал в свидетельство дату регистрации рождения, а не дату появления ребёнка на свет, которой, к слову сказать, и вовсе не было указано. Заверения матери, что сын родился в ноябре, не помогли. Так и осталось у Анатолия Васильевича два дня рождения!..

Детские годы Анатолия Васильевича выпали на военное время. Отец служил в военкомате города Фастова. Когда началась война, семью Погребняк с другими семьями военных и мирных жителей эвакуировали в Полтавскую область.

- Но когда мама узнала, что сильно заболела её мать, наша бабушка, она вместе с нами отправилась обратно в Киевскую область. Маленькие сестрёнки ехали в тачке, а мы с братом шли пешком. Как сейчас помню, кто-то просил оставить нас, детей, тяжело же с таким «грузом» добираться, но нет, мама не соглашалась, никого из нас не бросила. В войну тяжело, но и в послевоенное время тоже было нелегко. Единственная радость согревала душу, что враг был повержен. К сожалению, мой отец не вернулся с фронта, пропал без вести. Мы учились в школе, работали в колхозе. Мне посчастливилось закончить 9 классов. А потом меня забрали в армию… - рассказывает Анатолий Васильевич.

Отслужив в армии, в 1958 году Анатолий Васильевич устроился работать на строительство Братской ГЭС, тем самым раз и навсегда связав себя с гидростроительством.

- Когда демобилизовался, услышал, что в Братске объявлена комсомольско-молодёжная стройка. Мой сослуживец засобирался туда и меня позвал с собой. Для него это было не новым делом, потому что до армии он работал в «Гидромонтаже» на строительстве Каховской ГЭС. Так я попал в «Гидромонтаж», в организацию, где основными принципами были братство, единство, дружба…

Первое время Анатолий Погребняк работал монтажником. Немного позже окончил курсы сварщика. В 1959 году по направлению руководства «Гидромонтажа» прошёл курсы дефектоскописта в Москве, и отработал в этой должности до выхода на пенсию.

- Дефектоскописты занимаются контролем сварочных швов, - объясняет Анатолий Васильевич. - Допустим, когда вы обращаетесь за лечением к врачу, вам может быть назначен рентгеновский снимок. Их выполняет техник-рентгенолог, а оценивает - рентгенолог-дефектоскопист. Точно по такому же принципу проверяются сварочные швы при проведении строительных работ. Специальными аппаратами (гамма-установки, установки с цезием и рентгеновские аппараты) мы делали измерения, анализировали и писали заключение: есть ли дефекты? На снимках мы находили малейшие отклонения, трещины, шлаковые включения и т.д. Всё это требует срочного исправления!.. Немало было в нашей деятельности споров, потому как многие сварщики не соглашались, что заварили с дефектами. Ну а как тогда мы увидели дефект, если, по его словам, его тут нет?! Приходилось отстаивать свою точку зрения, ведь, согласитесь, если делать, то по совести!

Братская ГЭС - время молодости

О жизни и работе в Братске у Анатолия Васильевича остались самые светлые воспоминания. И не только потому, что в этом городе прошли годы молодости. Братская ГЭС «подарила» нашему герою знакомство со своей будущей женой, Альбиной Ильиничной.

- Когда я уже работал на Братской ГЭС, военкомат отправил меня на переподготовку. Прихожу с повесткой в своё общежитие, а друзья говорят: «Ну что, Анатолий, надо собраться компанией, проводить тебя». Хорошо, думаю, раз традиции нарушать нельзя, будем отмечать. Договорились собраться у знакомых девчонок. Сходили на остров Тенга, набрали грибов. Хотели нажарить картошки с грибами, а большой сковородки не оказалось дома, маленькая не пойдёт на такую толпу! Говорят, большая сковорода у знакомых девчат из соседнего общежития. Меня, как виновника торжества, отправили за ней. Я пришел в общежитие, нашёл нужную комнату, постучался. «Кто?», - раздался вопрос. «За сковородой!», - отвечаю я. Дверь открылась, и девушка вопросительно на меня посмотрела: «За какой сковородой?». Я объяснил ей ситуацию. Она попросила подождать. Пока мыла сковороду, в щёлку приоткрытой двери я увидел, что на кровати лежит девочка и держится за щёку. Когда мне отдавали сковороду, поинтересовался: «А что с дивчиной?» «Зубы болят у неё», - ответила подруга. Я прибежал в общежитие, где мы собрались, «Жарьте!», говорю, а сам побежал в аптеку за лекарством. По совету фармацевта накупил всего, что можно применять при зубной боли, и отдал той девушке… Так завязалось наше знакомство, которое впоследствии переросло в дружбу и семью.

После прохождения переподготовки я вернулся в Братск. Поскольку служил в военно-морском флоте, у меня ещё сохранилась сигнальная ракета, которую выдавали при демобилизации из армии. Мы с пацанами пришли на каток, пульнули её. И вдруг я увидел Альбину, она с подругой каталась на коньках. Я ей кричу: «Девушка, догоню, поцелую!». Она: «Попробуй!». Конечно, я, молодой пацан, мог догнать бы её махом, но не стал, уступил... А потом мы с друзьями договорились встречать Новый год вместе и пригласили на праздник девчат с Альбиной. Встретили вместе Новый 1962 год и с тех пор уже не расставались, - вспоминает Анатолий Васильевич.

Анатолий и Альбина зарегистрировали свой союз 15 мая 1962 года. По воспоминаниям Анатолия Васильевича, отпросились всего на один день, на большее время не отпускали, работать надо было. В ЗАГС пришли с несколькими товарищами и подругами, оплатили 1 рубль 50 копеек за регистрацию и расписались. Вот и вся торжественная церемония. Даже кольца не покупали, потому как в те времена это считалось мещанством.

Анатолий Васильевич и Альбина Ильинична вместе 52 года. Жена всю жизнь проработала воспитателем и заведующей в детском саду. Супруги воспитали двух дочерей, теперь помогают в воспитании двух внучек. Старшая внучка Дарья (или «старшая дочь», как часто называет её Анатолий Васильевич) получила педагогическое образование в ХГУ им. Н.Ф. Катанова, работает учителем химии в школе, защитила диссертацию, окончила магистратуру с красным дипломом. Младшая Кристина пока в поисках работы, в этом году она окончила Саяногорский политехнический техникум.

«Батя» и «Папа»

На трудовом пути Анатолию Васильевичу встретились два человека, которые сыграли важную роль в профессиональном становлении. Речь идёт о Фёдоре Петровиче Шлянине и Николае Васильевиче Затовском. Эти люди учили быть профессионалами своего дела и всегда держать данное слово.

Анатолий Васильевич познакомился с Фёдором Петровичем Шляниным в 1963 году на строительной площадке Красноярской ГЭС. Фёдор Петрович был начальником участка «плотина» КМУ «Гидромонтаж», секретарём партбюро. Среди коллектива он был известен как «Батя», потому что в годы Великой Отечественной войны служил старшиной дивизиона «Катюш». Имел много наград, орденов. Он был старше многих в коллективе, но к каждому относился с большим уважением.

- Прежде чем принять решение, Фёдор Петрович всегда выслушает человека, вникнет в суть вопроса. Но если он решил, то его уже не переубедишь. «Батя» не бросал слова на ветер и выполнял обещанное. Мы с ним продолжали общаться, когда он вышел на заслуженный отдых. Жил он в Каховке, там ему выдали квартиру. Помню, через какое-то время после его отъезда меня направили на Каховскую ГЭС в командировку. Как потом оказалось, по содействию «Бати», - рассказывает Анатолий Васильевич. - Я приехал туда, сразу же пошёл к начальнику стройки. А он, спросив меня, кто я и откуда, позвонил по телефону: «Фёдор Петрович, прибыл!» Я удивлённо посмотрел на него. А он мне: «Шлянину доложил!». «Бате?!» - воскликнул я. Встретились, долго разговаривали, вспоминали прожитые годы. Фёдор Петрович говорил, что скучает по коллективу и очень рад видеть хоть кого-то из «своих»…

Вторым человеком, ставшим образцом для Анатолия Васильевича, был Николай Васильевич Затовский, главный инженер, начальник «Спецгидроэнергомонтажа». С ним наш герой познакомился в 1959 году, когда делал первые шаги в освоении профессии дефектоскописта.

- Первое близкое общение состоялось, когда меня включили в комиссию по приёму кондукторов для сборки звеньев трубопровода, через который вода попадала в гидроагрегат. Мы проверяли, чтобы звенья были равны. После измерений оказалось, что одно звено большее другого. Начались споры. Одни предлагали просто сделать несколько надрезов. Но по технологии это не допускалось, нужно было делать вставку. Для этого требовались дополнительные материалы, время на работу. Николай Васильевич, понимая это, поддержал нас. Он сказал: «Да, правильно говорите, ребята. Делайте! Мы оплатим дополнительные работы и материалы». Позже разговорились с Затовским. Оказалось, мы - земляки, оба из Киевской области. После, когда встречались в столовой (как правило, руководители не ходили в столовую, а ездили на обед домой на личном транспорте, Затовский Николай Васильевич был исключением, вместе со всеми стоял в очереди, запросто общался), всё шутил: «Ты маме звонил?», «Что мама говорит?», «Ты домой деньги отправил?» и т.д.

Николай Васильевич Затовский в памяти Анатолия Васильевича остался человеком дела, который в любой ситуации поможет другому в беде. Нашему герою запомнился один из многих случаев проявления особой человечности и внимания к людям.

- Помню, как на строительстве Красноярской ГЭС умер знакомый сварщик. Он был из Москвы. В Дивногорск приехала его мама. Она плакала и просила хоть как-то помочь перевезти сына, чтобы похоронить его на родине. Ко многим руководителям обращался я за помощью, ответы были одни: у нас нет оцинкованного железа, жестянщика, снабженец в командировке и т.п. Я понял, что ничего не добиться… И тут пришла в голову мысль обратиться к Николаю Васильевичу! Меня даже не остановило то, что он был из другой организации: сварщик работал в «Гидромонтаже», а Затовский в «Спецгидроэнергомонтаже». Я пошёл к нему домой, хотя ни разу не бывал у него. Шёл и думал, ну как попросить, они же из разных организаций!.. Пришёл, постучался, меня пригласили в дом. Николай Васильевич стоял, опёршись на работающую стиральную машину, и что-то читал. Он поднял на меня взгляд и спросил, что случилось. Я объяснил ситуацию. Николай Васильевич внимательно выслушал и сказал, что завтра утром на базу «Гидромонтажа» приедет машина: «Всё сделают!» Я поблагодарил и поспешил обратно. Прихожу и говорю матери: «Завтра отправим». Она удивлённо посмотрела на меня, во взгляде читалось некоторое недоверие. «Папа сказал», - добавил я. Николая Васильевича уже тогда называли «Папой», хотя ему в то время было лет сорок… И действительно утром всё было так, как сказал Затовский. Вот таким он был человеком слова и, общаясь с нами, учил нас быть тому же.

Продолжать традиции КГЭС!

Работая на строительстве Братской ГЭС, Анатолий Васильевич несколько раз бывал на строительной площадке Красноярской ГЭС. В 1963 году его полностью перевели на новую строку, где требовались высококвалифицированные специалисты. Вспоминая этот период жизни, герой нашего рассказа отмечает, что нехотя переехал в Дивногорск. Всё-таки Братск - город молодости, да и не хотелось уезжать, как говорится, с насиженного места.

В Дивногорске Анатолий Васильевич продолжил работать дефектоскопистом, но и активную общественную жизнь не оставлял. Играл в футбол, болел за хоккейную команду, по выходным ездили с товарищами на охоту и рыбалку. Вообще спорт был в моде! Никогда не пустовали баскетбольные и волейбольные площадки, занимались городошным спортом и играли в бильярд и т.д.

- Хорошие были времена!.. Люди были увлечены спортом, физической культурой, а не сидели день и ночь у телевизоров да компьютеров. Сами работники выходили к руководству с предложениями, и в большинстве случаев их просьбы на самом деле поддерживались, что особенно приятно. Это мне довелось испытать на собственном опыте. На Братской ГЭС играл в футбольной команде за честь «Гидромонтажа». Мне приходилось отвечать за сбор команды, ни раз ходил к начальству, отпрашивал ребят на соревнования, просил машину для поездок и т.д. - отмечает Анатолий Васильевич. - И до сих пор я остался ярым болельщиком и любителем спорта! В обязательном порядке просматриваю чемпионаты по хоккею и футболу, болею за наших ребят.

В 1976 году Анатолий Васильевич перевёлся на строительство Саяно-Шушенской ГЭС, где отработал до выхода на пенсию в 1997 году. Помимо работы дефектоскопистом и монтажником (последние восемь лет трудового пути он работал в этой должности) Анатолий Погребняк занимался профсоюзной деятельностью, был председателем профкома. Однажды, чтобы раздобыть ткани для костюмов артистов, ему пришлось ехать в Москву.

- Для наших танцевальных коллективов требовались костюмы. Через ОРС Саяно-Шушенской ГЭС нам удалось достать 50 метров материи, но этого было мало. Я попросил начальство, можно ли договориться с Москвой, чтобы нам больше выделили. Но мне сказали, что лучше съездить самому и попросить. Что я и сделал. Приехал туда, обратился в профсоюз, объяснил ситуацию, и мне уступили! Когда вернулся домой, замерили, сколько и какой материи необходимо, составили список и отправили в профсоюз. Всё пришло в кратчайшие сроки. Наши коллективы были счастливы, артисты танцевали с большим удовольствием и выступали не только на местной сцене, но и выезжали в Минусинск, Абакан, Дивногорск, - рассказывает Анатолий Васильевич.

Захватывала и бурлящая строительная деятельность на Саяно-Шушенской ГЭС. По словам Анатолия Васильевича, работали тогда с опережением плана, нацелены были на экономию материалов. В особенности тяжёлыми были предпусковые дни.

- Мне кажется, на Саяно-Шушенской ГЭС это были наиболее напряжённые моменты. Мне есть с чем сравнить. Я участвовал в пуске гидроагрегатов на Братской и Красноярской ГЭС, пускал некоторые гидроагрегаты на Бухтарминской, Чиркейской, Хантайской гидроэлектростанциях. Да, это были настоящие строительные «штурмы», но не такие, как на Саяно-Шушенской ГЭС. Если там напряжение сохранялось месяц-два, то есть во время пуска гидроагрегата, то здесь оно было постоянным. Сейчас и не понимаешь, как всё успевали. И работали, и веселились, и творчеством занимались, и про семью не забывали!.. Тогда вся страна жила на подъёме, всё строилось, возводилось, все жили, как одна большая семья, - отмечает Анатолий Васильевич.

***

В настоящее время Анатолий Васильевич Погребняк продолжает вести активную общественную деятельность. Он входит в состав правления Совета ветеранов «КрасноярскГЭСстроя». Признаётся, не смог оставаться на заслуженном отдыхе без дела.

- Семья, дом, дача - это важные составляющие жизни каждого человека. Но если ты привык жить в определённом ритме, то трудно остановиться. Так и я не смог. Вышел на пенсию и мне стало чего-то очень не хватать. Поэтому с удовольствием принял предложение участвовать в жизни Совета ветеранов «КрасноярскГЭСстроя». Мы оказываем посильную помощь ветеранам-гидростроителям, участвуем в общественной жизни города, а главное - занимаемся сохранением традиций «КрасноярскГЭСстроя», частью которого является «Гидромонтаж». А это благое дело!..

Подготовила Лариса Бордина

 

 

 

Комментариев нет

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Подробнее о форматировании текста