Лидия Усачёва: «Психолог - помогает, но выбор решения остаётся за вами»

8 октября 2014, 15:38

Какую роль в жизни учащихся, учителей, родителей играет школьный психолог? С какими проблемами можно к нему обращаться? Чем он может помочь? На эти и другие вопросы в интервью нашей газете ответила педагог-психолог Лицея №7 г. Саяногорска Лидия Усачёва.

- Лидия Владимировна, вы работаете школьным психологом не первый год, какие общие впечатления от профессиональной деятельности? Больше положительных или отрицательных моментов?

- Наверное, плюсов в работе школьного психолога намного больше, чем минусов. Важно понимать, что каждой профессии свойственно иметь как положительное, так и отрицательное. Меня радует, что школьный психолог имеет возможность работать и со школьниками, и с педагогами, и с родителями. Многим психологам пожелала бы пройти «школу» школьной психологии. Во-первых, потому что, несмотря на специфику, приходится иметь дело со всеми возрастными и социальными группами людей. Во-вторых, есть возможность практиковать весь диапазон методов работы психолога. Также из положительного можно обозначить возможность работать в удовольствие на интересной работе!

С другой стороны, в определённые моменты приходит понимание, что просто невозможно всё охватить, порой разочаровываешься, иногда складывается впечатление, что никто точно не знает, «как надо»… В какой-то степени это побуждает идти вперёд и постоянно работать над собой.

- Какую роль играет психолог в школе? Многие считают, что психологи работают только с душевнобольными людьми…

- В самом общем виде задачу психолога в школе можно обозначить как психологическое сопровождение учащихся и психологическое обеспечение педагогической деятельности. Основной принцип работы школьного психолога - индивидуальный подход к ребёнку любого возраста на основе безоговорочного признания его уникальности и ценности.

Работая с детьми, психолог проводит консультации с педагогами и родителями. Хорошо, когда в школе работают два специалиста, так как поле деятельности психолога достаточно обширно. Кроме просвещения (выступлений на родительских собраниях, оформления стендов, бесед), в компетенцию психолога входят диагностирование, коррекционная и развивающая работа. Это может быть и диагностика познавательных процессов (память, мышление, внимание), и диагностика эмоциональной сферы ребёнка и др. При низких показателях диагностических методов с ребёнком проводят коррекционную работу (она зависит от возраста ребёнка). Проведение внеклассных мероприятий (тематические классные часы, кружки) также входит в компетенцию психолога. Составление психолого-педагогической характеристики ребёнка, которая раскрывает развитие всех сфер и психических процессов, здоровья. Также характеристика даёт полную картину семейного климата, интересов ребёнка и т.д. Консультирование в школе играет не последнюю роль, потому что каждый родитель имеет право обратиться к психологу с проблемой или просить о помощи относительно ребёнка.

Хорошо когда удаётся выработать единую линию работы педагогов, родителей, и психолога. Только при взаимном принятии решений, при единых целях, школу можно считать социальным институтом знаний.

Многие ошибочно считают, что психолог занимается только тестированием или к психологу попадают только «психи». А ведь на самом деле психолог может разобраться в причинах неуспеваемости, агрессивности детей. Конечно же, в тесной связи с родителями. Кто лучше может разобраться в поведении детей, как не их родители? Бывают ситуацию, когда ребёнку необходима помощь более узкого специалиста, чем школьный психолог. Тогда семью направляют к другому специалисту.

Нужно понимать, что психолог - не учитель, он не спрашивает у доски и не ставит отметок. Психолог - человек, в сотрудничестве с которым вы решаете важные для вас жизненные вопросы. Но ничего не изменится в жизни человека без его собственных усилий. Если человек сам не захочет ничего менять в своей жизни, ни один, даже самый грамотный специалист, ему не поможет. Психолог - это человек, который может помочь, проконсультировать, поддержать в выборе правильного и нужного решения. А выбор этого решения всегда остаётся за вами.

- Лидия Владимировна, каким образом школьники приходят в кабинет психолога?

- В первом классе обязательно проводится входная психодиагностика (первое знакомство детей со специалистом). Такие диагностики проводятся буквально ежегодно, бывает и по два раза в учебном году. По итогам этих фронтальных обследований часть детей с выявленными проблемами могут попасть к нам.

Обращаются и сами родители с какой-то проблемой, возникшей у ребёнка в школе или дома. Также могут обратиться педагоги, если на пути возникла какая-либо проблема. Кроме того, ведётся работа с ребятами, состоящими на учёте различного вида (например, дети, состоящие на учёте в ПДН).

- И с какими же проблемами обращаются к школьному психологу?

- Практика показывает, у взрослого человека возникает мысль о посещении психолога, когда ему становится невыносимо тяжело, или он чувствует, что сам не справляется с возникшей жизненной ситуацией. Как правило, ребёнку такие мысли обычно не приходят в голову, так как он может даже не понимать, что с ним происходит и тем более не знает, что с этим делать и к кому обратиться за помощью. В лучшем случае, ребёнок обращается к кому-то из родителей, родственников, либо близкие люди (к примеру, учителя в школе) сами замечают, что с ребёнком что-то происходит и ему необходима психологическая помощь.

Несмотря на то, что психолог должен быть в курсе всех проблем, он не всегда может их увидеть. В этом случае к специалисту обращаются учителя или ученики. Преподаватель может привлечь психолога, если видит, что ребёнок плохо усваивает его предмет и причина тому - психологические проблемы. Обращаются к психологу классные руководители, если в коллективе возник серьёзный конфликт или непонимание между учениками.

Ученики обращаются к психологу в школе реже, чем их преподаватели, большая часть из них - подростки, которых интересуют вопросы индивидуального развития, взаимоотношения с родителями, выбор профессии. В таком возрасте могут возникать и сложные психологические проблемы, которые требуют значительного вмешательства психолога. В таких ситуациях, как правило, школьный психолог выполняет диспетчерские функции и перенаправляет ребёнка к другим специалистам.

Годы психологической работы показывают, что часто обращаются с агрессивным поведением (ребёнок часто дерётся, бьёт других, кричит, часто конфликтует и ссорится с ними), с замкнутостью, депрессивностью. Стали частыми обращения, касающиеся необщительности ребёнка, проявления некоторых черт аутизма. Немало проблем, связанных с трудностями адаптации к школе. В числе частых причин обращения к психологу - пережитая травматическая ситуация (развод родителей, физическая травма, госпитализация и т.п.), изменение ситуации в семье, на которую ребёнок реагирует значительным изменением своего настроения или поведения (это может быть переезд, смена школы, рождение брата или сестры, смерть близкого родственника и т.п.).

- Считается, что проведение профилактической работы помогает избежать проблем. Вы следуете этому правилу?

- Да, мы проводим большой пласт профилактической работы. Это беседы, консультации, занятия. Также широко используем нетрадиционные формы работы с детьми, требующие профилактической работы.

Девятый год в Лицее работает социально-психологическая служба, в составе которой педагоги-психологи и социальные педагоги. Одним из ярких примеров нашей деятельности является конкурс на лучшее письмо директору Лицея. Основная цель конкурса - стимулирование у ребят стремления к новым достижениям, развитие доброты и творческой инициативы. С его помощью нам хотелось создать условия для самореализации таких ребят, раскрыть их творческий потенциал, научить анализировать собственные поступки и дела. В нём могли поучаствовать все желающие, но в первую очередь были приглашены к участию ребята из «группы риска». По итогам конкурса победители награждались поощрительными призами. Ребята получили грамоты (обычно такие дети редко получают подобные поощрения) за оперативность, выразительность и эмоциональность, ответственное отношение к делу, инициативу.

В прошлом учебном году нашей службой проводилась неделя социально-психологической службы. В акции участвовали все школьники, но всё же акцент был на ребятах, у которых имеются определённые психологические проблемы. Нам хотелось таким необычным способом повлиять на эффективность взаимодействия всех участников образовательного процесса - родителей, детей, педагогов.

Все наши акции и мероприятия направлены на развитие сплочённости детского коллектива Лицея и профилактику девиантного поведения.

- Какие формы и методы используете в своей работе?

- Формы и методы работы разнообразные. В диагностическом направлении - тестирование, анкетирование, опросы (как в традиционной форме, так и с применением информационно-компьютерных технологий), наблюдение, анализ; в коррекционно-развивающем направлении часто использую игры (настольные, психологические, деловые, подвижные), упражнения, элементы тренинга и арт-терапии, сказка-терапии. В просветительском направлении также стараюсь при возможности на родительских собраниях, семинарах для коллег использовать интерактивные и игровые формы, но бывают вопросы, которые рассматриваются в классическом ключе. Провожу психологические акции, оформляю стенды, создаю памятки, буклеты и др.

- Лидия Владимировна, вы входите в состав городской психолого-педагогической комиссии. Чем занимается комиссия, каковы её основные цели и задачи?

- В поле зрения специалистов ПМПК попадают самые разные проблемы школьной и общесоциальной дезадаптации в детском возрасте. ПМПК работает с детьми и подростками от 0 до 18 лет, для которых характерна разбалансировка «социальной ситуации развития» (по Выготскому).

Социальная ситуация развития - это отношение между ребёнком и окружающей его социальной действительностью. Считается, что отклонения в развитии мешают ребёнку адаптироваться в социальной среде и жить в ней. Современный подход к обследованию ребёнка на комиссии акцентируется не столько на диагностике развития, сколько на разработке рекомендаций в соответствии с проведённой диагностикой. Одна из основных задач, стоящих перед специалистами ПМПК - дать ответ на вопрос, при каких условиях ребёнок с выявленной структурой развития сможет реализовать свой потенциал развития, будучи интегрированным в социум. Необходимо подчеркнуть рекомендательный характер любых заключений и выводов специалистов ПМПК.

- На ваш взгляд, соразмерна ли нагрузка на детей в школе?

- Никуда не денешься, действительно, прохлаждаться в школе сейчас не получится. Но ведь не все дети валятся с ног от усталости после школы и часами сидят над уроками. Для некоторых детей обычный темп учёбы, даже без консультаций, кружков и секций уже является причиной для сверхутомления. Но необязательно в этом виновны слабое здоровье и низкие интеллектуальные способности. На самом деле, такие причины не так часты, как кажется. Дело может быть в банальной низкой учебной мотивации, или в несоответствии требований и возможностей, неумении организовать своё время. Нет учебной мотивации - здравствуй переутомление! Ну и в каждом отдельном случае причинами перегрузки может послужить ряд факторов, в которых нужно разобраться. Можно оценить, в самом ли деле детям задают положенный объём домашнего задания, возможно, учитель переоценивает возможности класса; можно проследить в каком настроении ребёнок приступает к выполнению домашнего задания. Если он начинает это после 6 вечера, это не лучший вариант. После 3-4 часов дня - оптимальное время. Возможно, плохо организовано рабочее место ребёнка. Темно, неуютно, проходное место - всё это негативные факторы. Можно разобраться, не загружен ли ребёнок дополнительными занятиями, кружками, музыкальной школой после уроков. Если каждый день расписан, неудивительно, что он падает с ног и «плывёт» над учебником.

Активно проведённые выходные дают мощный заряд на всю предстоящую неделю. Если всё воскресенье ребёнок слоняется из угла в угол, не отвлёкся, не получил массу новых эмоций и впечатлений, где ж тут взяться учебному энтузиазму и жизнерадостности?..

- Как разрешаете конфликты между учителем и учащимися?

- В психологии конфликт определяется как столкновение между противоположно направленными интересами, мнениями, целями, различными представлениями о способе их достижения. Решение конфликта представляет собой устранение полностью или частично причин, породивших конфликт, либо изменение целей участников конфликта.

При создании конфликтной ситуации или начале развёртывания самого конфликта его участникам необходимо помочь выбрать форму, стиль своего дальнейшего поведения с тем, чтобы это в наименьшей степени отразилось на их интересах. Существует пять основных стилей поведения в конфликтной ситуации: приспособление, уступчивость; уклонение; противоборство; сотрудничество; компромисс.

- Лидия Владимировна, что посоветуете, как понять родителям, что ребёнку нужен психолог?

- Если вас стало беспокоить самочувствие, настроение или поведение ребёнка, то наверняка, у вас возникает вопрос - как понять, обращаться ли с этой проблемой к психологу, спросить совета у знакомых, попробовать справиться самому или подождать пока «с возрастом пройдёт само».

Когда же всё-таки нужно обращаться к психологу?

•   если негативная ситуация существует уже продолжительное время (более 2-3-х месяцев) или со временем ухудшается, усугубляется;

•   если на проблемы вашего ребёнка обращают внимание другие окружающие люди (воспитатели в детском саду, учителя в школе, близкие родственники или даже родители других детей). Они могут даже посоветовать вам обратиться к психологу;

•   вы можете посмотреть, не попадает ли ваша проблема в список тем, с которыми чаще всего приходится работать детскому психологу.

Когда нужно обращаться к психологу:

•   Потеря контроля. Хотя иногда бывают моменты, когда ребёнок не слушается, и это нормально, потому что свидетельствует о становлении его личности.

•   Страхи. Если чувство страха угнетает ребёнка, подавляет его активность, инициативу и нередко ведёт к беспомощности перед ситуацией. Хотя в определённом возрасте страхи - явление естественное, говорящее о развитии воображения ребёнка.

•   Агрессивность.

•   Чрезмерная активность.

•   Особые ситуации. В жизни порой бывают такие ситуации, с которыми трудно справиться даже взрослым. К ним относятся смерть одного из членов семьи, развод родителей; появление нового члена семьи; поступление в детский сад или в школу; серьёзная болезнь ребёнка; насилие по отношению к самому ребёнку или у него на глазах.

•   Плохая успеваемость в школе.

•   Визит к психологу полезен, когда нужно оценить, насколько готов ребёнок к обучению в школе.

Внезапная смена привычек и поведения ребёнка тоже должна насторожить родителей, особенно если причина изменений неясна.

Желаю вам удачи!

 

***

В следующем номере мы продолжим беседу с психологом Лидией Владимировной Усачёвой и остановимся на наиболее острых проблемных вопросах, с которыми приходится сталкиваться многим родителям, детям и педагогам.

Подготовила Лариса Бордина

 

Комментариев нет

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Подробнее о форматировании текста